© anastasia-burnascheva
Общение – это искусство
I. Подготовка. С о б е с е д о в а н и е с у ч а щ и м и с я п о в о п р о с а м. – Удовлетворяют ли вас формы общения в нашем классе, между учениками и учителями, дома? – О каком общении и с кем вы мечтаете? – Как вы понимаете «простоту» в общении? – Что вы больше всего цените в общении? – Ощущаете ли вы взаимопонимание со стороны своих друзей? II. Оформление. 1. Э п и г р а ф ы: «Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь». (Словарь толковый С. И. Ожегова.) «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». (А. Сент-Экзюпери.) «Лошадь узнают в езде, а человека в общении». (Народная пословица.) «Труженик постоянно ощущает потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек». (К. Маркс.) «Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди окажутся гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». (К. Г. Паустовский.) 2. Репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики, жестов или благодаря взаимоотношениям между ними (например, Рокотов «Завтрак аристократа»). III. Беседа. Классный руководитель. Дружеские отношения в семье, коллективе – основа хорошей работы. Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали, поддерживали. «Счастье – это когда тебя понимают» – говорил герой фильма «Доживем до понедельника». Возраст 13–14 лет особенно остро нуждается в полноценном общении. «Вдруг я не такой, как все? Вдруг я такой, как все?» Общение существует не ради общения как такового. В общении мы узнаем людей, показываем себя. Общение может быть пустым времяпрепровождением: «Дело было вечером, делать было нечего…». В. Даль дает такое толкование общения – изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость. О том, что такое общение, чем оно характеризуется, мы поговорим сейчас. Идет обмен мнениями в классе. В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что культура общения предполагает:
Классный руководитель. Самое главное – умение понять друга и видеть, что он тоже тебя понимает. З а д а н и е 1. «Исповедь». Выслушайте исповедь и дайте совет. «В классе у меня не было друзей. Мне было очень трудно. Иногда я не могла сдерживаться и плакала. У них много своих общих интересов. Я им не нужна. Я не могу подойти к ним. Вдруг подумают, что я навязываюсь?» З а д а н и е 2. Знаете ли вы друг друга. Приготовить словесный портрет: 1) физические данные (рост, вес, телосложение); 2) внешность (цвет, волос, глаз); 3) выразительность поведения (осанка, походка, жесты); 4) темперамент (вялость, активность, подвижность, молчаливость); 5) увлечения, привычки. З а д а н и е 3. «Прогнозируем поступок». Попросить выйти из класса несколько человек, зачитать ситуацию оставшимся. Попросить учащихся сказать, как поступит каждый из вышедших. Затем пригласить вышедших обратно, ознакомить с ситуацией, сверить ответы. З а д а н и е 4. «Анализ картины». (Репродукции выбирает учитель.) – Что можно сказать о внутреннем состоянии человека? – По каким признакам вы это обнаружили? – Чем оно вызвано? – Попытайтесь охарактеризовать его род занятий? Духовный мир? – Каков он по своему характеру? З а д а н и е 5. – Посмотрите друг другу в глаза. Попробуйте определить в каком настроении ваш товарищ. З а д а н и е 6. «Улови настрой класса». 2–3 ученика выходят из класса. В это время остальные договариваются изобразить радость (обиду, огорчение, удивление). Вошедшие должны угадать. Ребята делают вывод, что если быть внимательным друг к другу, можно увидеть настроение другого человека, разделить с ним печаль и радость. З а д а н и е 7. «Войди в положение другого». И г р а 1. Двум ученикам предлагают разыграть сценку: учитель и ученик беседуют по поводу ухудшения успеваемости ученика. И г р а 2. Ученик в роли учителя убеждает класс выйти на пришкольный участок (можно добавить, что у ребят в это время кружки или секции). И г р а 3. Два ученика играют сценку встречи классного руководителя и родителя одного из нерадивых учеников. После обсуждения того, как удалось учащимся перевоплотиться в других людей, ребятам предлагается принять на вооружение советы В. А. Сухомлинского:
Домашнее задание: 1. Стараться воспитывать в себе тактичность в общении с близкими. 2. Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы (расспросить, разогреть ужин, дать домашние тапочки, поцеловать). 3. Выражай чаще одобрение товарищам. 4. Постарайтесь угадать, кто в ваш случайный встречный, выработая в себе наблюдательность.
|
|
© anastasia-burnascheva |