II раздел.  Образовательная программа

Обоснование выбора программы, методики, методы, приемы и технологии.

Теоретическая основа педагогической деятельности:

  • Гуманизация педагогического процесса.  Развитие гуманистических свойств личности как ребенка, так и педагога (К. Роджерс, А. Маслоу, В.Г. Воронцова, В.Ю.Кричевский)
  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
  • Личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  • Создание условий для развивающего педагогического процесса (В.В.Давыдов, Л.В. Занков, А.М. Матюшкин)
  • Теория деятельности (А.Н. Леонтьев)
  • Развитие ключевых компетенций у учащихся (М.В.Рыжаков).
  • Труды  Е. Жиркова, А. Оконешниковой, К.Чиряева

 

Программно - методической и нормативно – правовой основой педагогической деятельности учителя  является:

  •  Программа школы «Личностно-ориентированная система профильного обучения в условиях сельской школы»;
  • Программа экспериментальной работы «Воспитание чувства Малой Родины у школьников в формирующемся населенном пункте путем реализации совместных с социумом проектов»;
  •  Воспитательная программа школы «Наша весенняя пора»;
  •    Государственный стандарт образования РФ;
  •   Концепция национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования РС (Я);
  •  Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ на 2010-2011 учебный год.

 

Выбор образовательной программы учителем  обоснован:

1.                    Классом – средней ступени или старшей ступени, т.е. возрастом учащихся;

2.                    Базовым или профильным уровнем обучения;

3.                    Индивидуальным учебным планом учащегося (реализация заказа личности ребенка и родителя).

Проблемно-ориентированный анализ результатов педагогической деятельности учителя и социально – экономических условий в РС (Я) выявил следующие противоречия:

1.     Политехнизация трудового рынка ( в современном аспекте- важная задача новой генерации специалистов новых специальностей; новых технологий). 2. Часть выпускников испытывает затруднения в профессиональном самоопределении и самореализации;  3.Ухудшается здоровье детей, дети не понимают ценность здоровья; 4.Обострение экологических проблем; 5.Высокий уровень психологической напряженности детей.

Образовательная программа:

  • Курс математики, предполагающий изучение всех разделов по окончании  основного общего образования;
  • на заключительном этапе (10–11 класс) – инвариантное общеобразовательное математическое содержание и вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного обучения.
  • Во внеурочное время – элективные курсы, проектная деятельность  учащихся.

Анализ образовательной программы  учителя:

Цели образования: Реализация интегрированного заказа общества, личности и государства:

1.                    Социализация личности (владение компетентностями);

2.                    Кадровое обеспечение (адекватный выбор, овладение профессией);

3.                    Личностная  успешность (самосовершенствование, самореализация).

Цели школьного курса математики:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности;

-  формирование представлений об идеях и методах математики, как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задача педагога:

1.                    Обеспечение качества образования и подготовка успешного ученика, способного  решать задачи:

  • Организационные -  организовать свою деятельность;
  • Интеллектуальные -  результативно мыслить и работать с любой информацией;
  • Оценочные -  самостоятельно делать выбор в мире ценностей и отвечать за этот выбор;
  • Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми.

2.                    Создание воспитательной среды как средства активизации деятельности учащихся;

3.                    Создание благоприятных условий, обеспечивающих становление личности, её мотивов и ценностно - целевых ориентиров, творческой индивидуальности учащихся.

   Школьник является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные качества (взгляды и убеждения, мировоззрение, сознательное отношение к людям, к своей деятельности), нравственные устои, в какой он становится сознательным субъектом своей учебной и общественно- полезной деятельности.

Личность отличается качествами, свойствами и особенностями:

1.                    Личность есть единое целое;

2.                    Устойчивость личности;

3.                    Активность личности, всегда в деятельности;

4.                    Личность может жить и существовать в коллективе, в общении.

4 качества в структуре формирующейся личности: общее, соответствующее возрасту развитие, высокая нравственность, творческая инициатива, социальная зрелость.

Задача учителя - совместно с другими учителями создать единую воспитывающую среду, где созданы условия для саморазвития, самореализации, успешности каждого школьника, организуется целенаправленная активная жизнедеятельность детей, обеспечены комфортное, положительно – эмоциональное самочувствие каждого ребенка.

 

Система  воспитания  личности ребенка в условиях сельской малочисленной школы: 

 

Личность учащегося

Задачи педагога

Программы, курсы, мероприятия

Методическое обеспечение

Стремление к интеллектуальному развитию

1.                     Развитие мотивации;

2.                     Организовать процесс познания;

3.                     Развитие способов умственной деятельности

Использование УМК и дополнительной литературы;

Кружки;

Олимпиады;

НИР;

Проектная деятельность;

День Успеха

Проблемное обучение;

Личностно- ориентированное индивидуальное обучение;

Дифференцированное обучение;

Проектный метод;

Исследовательская деятельность;

Диалог - беседа

Духовность, нравственность

1. Ориентация на добро и справедливость;

2.Развитие ответственности;

3.Эстетическое развитие

УМК по математике, дополнительная литература;

Программа экологического образования и воспитания;

Акции, субботники

Мероприятия: Неделя политехнических предметов, неделя экологии

 

Диалог – беседа;

Проблемное обучение;

Коллективные творческие дела;

Игровая деятельность;

Общественно- полезная деятельность;

 

 

Здоровье

1. Сохранение здоровья;

2. Формирование навыков саморегуляции и укрепления здоровья

3. Формирование культуры здоровья;

4. Формирование знаний биофизических основ здоровья, первой помощи

На уроках УМК по математике, дополнительная литература;

 

Беседы медицинских работников

Диагностические методы:

Педагогическое. наблюдение

Психологическая диагностика;

Индивидуальное обучение;

Проблемное обучение;

Здоровьесберегающие технологии:

отношения сотрудничества и доброжелательства;

ситуация успеха, свобода выбора, двигательная, эмоциональная разгрузка, темп учебного процесса.

Гражданское самосознание, патриотизм

1.                     Формирование знаний правовых и законодательных актов;

2.                     Ознакомление с культурными традициями;

3.                     Формирование правовой культуры;

4.                     Формирование навыков реализации гражданских прав

Детская организация «Эрэл»,

Проект «Патриот»,

Субботники, акции

 

Проектная деятельность;

Организация школьного самоуправления;

Коллективные творческие дела;

Игровая деятельность;

Общественно- полезная деятельность

Социальная адаптивность

1.                     Развитие коммуникативных компетентностей ребенка

2.                     Организация успешной социализации  ребенка

3.                     Профориентация

Детская организация «Эрэл»;

Предметные недели;

Профориентационные недели;

 

 

Проектная деятельность;

Организация школьного самоуправления;

Коллективные творческие дела;

Игровая деятельность;

Общественно- полезная деятельность

 

 

Самосовершен

ствование

1.                     Развитие потребности в самосовершенствовании

2.                     Создание условий для самореализации и саморазвития личности

Детская организация «Эрэл»,  Участие на конкурсах;

Акции, субботники

Мероприятия:

Предметные недели

Диагностика личностных достижений учащихся (портфолио);

Личностно- ориентированное обучение;

Анализ личностных способностей учащихся;

Коллективные творческие дела;

Игровая деятельность

 

Этапы развития мотивации и самоопределение школьника:

Уученик

Виды деятельности ученика

2005-2006 уч.г.

7кл.

2006 –2007 уч.г.

8 кл.

2007- 2008 уч.г.

9 кл.

2008- 2009 уч.г.

10 кл.

2009- 2010уч.г.

11 кл.

Мессеев  Петя

Посещение индивидуальных консультаций по математике;

-Обучение летнем математическом лагере «Мындыр  өй»;

 

- Посещение индивидуальных консультаций по математике

-Обучение летнем математическом лагере «Мындыр  өй»;

 

Посещение индивидуальных консультаций по математике;

-успешная сдача экзамена;

 

- учеба в политехническом  профиле;

- Учеба в зимней школе ФМФ форума «Ленский край»;

- учеба в политехническом  профиле;

- Посещение элективного курса «Задачи с параметрами»;

-  Победитель школьного конкурса «Лучший математик»;

 

 

 

Мессеев    Петя

 Участие на  мероприятиях по политехническим предметам;

- участие на олимпиадах по математике; «Дьођур»

 

Участие на  мероприятиях по политехническим предметам;

- участие на олимпиадах по математике

 «Дьођур»

 

 

-Участие на олимпиадах по математике;

 

- Участие на профориентационном месячнике – встрече со студентами и т.д.

 

  Победитель школьного конкурса «Ученик года»;

- Участие на школьной, улусной олимпиаде;

- Посещение ЭК «решение нестандартных задач по математике»

-Победитель региональной олимпиады по математике

- Целенаправленная подготовка в ВУЗ;

- Сдача ЕГЭ.

 

Итог:

 По итогам олимпиады поступил и успешно учится в ИТФ СВФУ.








 

Обоснование выбора образовательной технологии:

1.                    От поставленных целей и задач;

2.                    Психолого – педагогическими, возрастными особенностями учащихся;

3.                    Малая группа учащихся от  7  до 22 человек в классе;

4.                    От уровня подготовки класса (базовый, профильный).

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала как и любой другой полноценной деятельности, состоит из ориентировочной, исполнительной и контролирующей частей. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе «Учитель – ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений.

Применяю два типа контроля:

1   Внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;

2   Взаимный контроль учащихся.

Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать его лучше.

При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей.

 Неотъемлемой частью урока математики является постановка домашнего задания  и подготовка учащихся к ее выполнению.

  Применяю следующие виды домашних заданий:

  • Устные и письменные;
  • Связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений;
  • Обязательные и по желанию;
  • Общие, дифференцированные и индивидуальные.

  Особое внимание уделяю работе по подготовке учащихся к выполнению домашних заданий.

 Для активизации познавательной деятельности провожу нестандартные уроки. Например, урок – математический лабиринт, урок – соревнование, «Математическое кафе», и т.д. Такие формы урока позволяют разносторонне развиваться личности учащихся. Использование коллективного способа обучения на уроке позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности формировать такие же качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения было затруднительно.

Результаты изучения  учебной мотивации в 7 классе (2009- 2010 учебный год)

Карта интересов учащихся 6 класса (ДДО) (2008-2009 учебный год)

( использована методика дифференциально-диагностический опросника

«Я предпочту»)

 

Карта интересов учащихся 7 класса  (2009- 2010 учебный год)

 

Выводы:

1.     На срезе одного класса в 2008-2009 уч.г. и 2009-2010уч.г. наблюдается положительная динамика   развития мотивации.

2.     В  исследовании «Карты интересов» того же класса в те же годы видно увеличение количества учащихся с направленностью  «человек-человек».

Далее>> II_razdel._Obrazovatelnaya_programma.doc
 

 

© anastasia-burnascheva

Конструктор сайтов - uCoz